0 800 50 50 72,  (097) 233-58-92,  (095) 868-59-52,  (Viber) +380974618343

Консультации с 10:00 до 17:00 Пн.-Пт.

Сертификат TUV Сертификат соответствия национального агентства аккредитации Украины Сертификат соответствия УкрСЕПРО Декларация о соответствии Знак соответствия европейским нормам Международный сертификат качества ISO 9001
vm znakikachestva

Вернуться назад

 

Вранье и манипуляция родителей

Вранье и манипуляция родителей

Многие психологи выступают категорически против любого вранья и любой манипуляции по отношению к ребенку. Все же манипуляция и простая ложь, пусть даже и во благо, - это далеко не идеальный метод воспитания ребенка, такой человек ни коим образом не может быть в роли воспитателя и предъявлять ребенку какие-то моральные требования.
Кроме этой, довольно значительной причины есть и иная, которую отвергнуть будет гораздо сложнее.

Дети младшего возраста, а именно до трех лет первым делом учат способ невербального общения, они очень тонко чувствуют разнообразные способы и сигналы, взрослому человеку это дается гораздо сложнее, взрослый в большей степени ориентируется в основном на словарный запас.
Разнообразные невербальные сигналы практически одинаковы, и присутствуют они с самого рождения. При этом, невербальный словарь человека чем-то похож на словарь млекопитающих. Новорожденный, которому уже исполнилось 10 дней, уже может самостоятельно отличать человеческие эмоции по тону, по голосу, по мимике, движениям и дыханию. И чем взрослее становиться ребенок, тем активнее растет его навык, и ближе к полугоду ребенок уже отлично понимает настроение взрослых, и по-своему на него реагирует, отвечает. И что не маловажно, ребенка этому не учат, как не учат ходить и переворачиваться. Эти навыки в нем заложены генетикой.

Здесь речь шла о самых простых эмоциях, но есть еще куда более сложные, и разнообразные сочетания эмоций, которое порой служит заменой вербальному общению.

Ребёнок в юном возрасте как раз учится сравнивать свои знания о выражении самых простых эмоций с реальностью, узнавать эти сложные сигналы, их назначение, значение и роль.
Возникает вопрос, как он учится? От кого, где он этому учится? Ответ очевиден – от родителей в первую очередь, от ближайших родственников, которые контактируют с ребенком. И вполне логично, что ребенок учится на живом примере, именно на том, который он видет постоянно. А что может видеть ребенок, если родители постоянно им манипулируют и регулярно врут? Ребенок видит, что мама или папа говорит одно, а его эмоции, тон, мимика, жесты говорят совсем иное, и понятное дело ребенок сопоставляет эти сигналы и видит, что они явно не соответствуют тому, что мама делает или что говорит. Он видит не естественные нормальные сигналы, а попытки искусственные, искаженные (в идеале не возможно в точности воспроизвести невербальные сигналы, с этим крайне сложно справиться даже профессиональным актерам) сигналы, и теперь ребенок считает их правильными, и с ними же он будет сопоставлять сигналы других людей.

В итоге получается, что родитель, который манипулирует ребенком и врет ему дает малышу не правильные представления, не правильный эталон, с которым ребенку придется жить всю жизнь и изменить его уже нельзя, так как именно эти сигналы формируются строго в определенном возрасте, и изменить их уже нельзя.
Прежде всего, стоит отметить, что именно невербальное общение является важнейшей составной частью общения, нормально общения. Иногда оно даже важнее чем слова. Вообще слова нужны для передачи знаний, или данных и прочего, но полноценное общение возможно только вместе с невербальным общением.

Вывод вполне логичный – ребенок, который постоянно находится в ложной атмосфере, т.е. когда ему постоянно врут, им манипулируют, выражают не искренние эмоции, просто теряется, он не может доверять своим знаниям, не может строить новые знания об этих сигналах, он теряется. У него остается только два пути решения – либо отказаться вовсе от самого анализа невербального общения, или же продолжать использовать свои навыки, которые у него далеко не правильные и не верные.

Оба варианта вне сомнений плохие. Все же без правильного понимания невербального общения как же человек поймет, где ему врут, можно ли верить словам любимого человека, можно ли доверять другу или коллеге? Конечно, иногда человек может как-то компенсировать недостаток невербального общения своими аналитическими способностями, разными методами индукции и дедукции, но важно ли это? Неужели именно это мы ходим дать ребенку, чтобы ему в конечном итоге пришлось что-то чем-то замещать и компенсировать? Лучше просто не манипулировать и не обманывать ребенка.

Удачи и гармонии в семье!
Психолог, Мария Сурыгина
http://tehhi-karamir.livejournal.com/profile

Расскажи другу: