Ребенок дерется, что с этим делать?
Обычная ситуация – Малыш примерно от года до трех дерется. В основном разнообразные ссоры происходят по обычному сценарию – защита своих вещей, или же превентивная мера, т.е. защитить то, на что собираются посягнуть.
Обычная реакция любой мамы – если мама видит созревающий конфликт, пока ребенок не успел кого-то ударить, мама просто замахивается чтобы остановить, при этом ребенок продолжает играть дальше. Если же конфликт случился, и ребенок ударил другого ребенка, мама старается объяснить малышу, что драться нельзя, что это плохо, что другому ребенку больно, его нужно пожалеть, что так себя вести нельзя.
Поведение мамы типично, но не правильное.
Прежде всего, поднятая рука при замахе приравнивается к удару. Понятное дело, вроде бы и удара не было, и пострадавших нет. Но все же для ребенка подобные действия приравниваются к удару, ведь по сути остановка замахивания случилась не по вине ребенка, и у него не возникло никаких причин к тому, чтобы прекратить агрессию. Следовательно, когда вы перехватываете ручку своего малыша, дабы сдержать удар, вы просто защищаете таким образом другого ребенка, при этом у своего малыша ничего не меняете. А дальнейшее нормальное ваше поведение просто демонстрирует малышу как бы нормальное отношение к его агрессивному состоянию. Но все это в основном присуще только маленьким детишкам, примерно лет до трех.
Совсем по-другому дело будет обстоять, если агрессивные действия ребенка будут остановлены не физически, а, к примеру, голосом. Если малыш вас послушал, и остановил свою агрессию самостоятельно, вследствие вашего крика, просьбы, или приказа, это сделал он сам, благодаря его внутреннему приказу самому себе. Конечно, причиной такого действа послужили именно вы, ведь вы приказали ему остановиться, но остановился он сам и на физическом и на психологическом уровне. Далее следует обязательно похвалить ребенка. Для начала нужно обязательно похвалить за самоконтроль, за то, что ребенок сам сдержался. Далее можно похвалить за послушание, и только потом лекция о том, что драться нельзя. Очень важна именно такая последовательность действий. Ну и конечно, лекция о том, что бить людей нельзя должна быть максимально короткой.
Реакция на агрессию должна быть быстрой. Обычно бывает так, что мама читает ребенку долгую лекцию о том, что драться не хорошо, что приличные люди так не поступают, ну и так далее, т.е. мама пытается объяснить ребенку моральные принципы, что по сути просто бесполезно, ибо в таком возрасте у ребенка понятия морали, совести и чувства долга отсутствуют вообще. Все это полезно только для развития словарного запаса, но драка это явно не тот случай.
Довольно часто бывает так, что мама просит драчуна, т.е. своего ребенка пожалеть обидчика, извиниться перед ним, и все это считается как бы «искуплением вины». Если вы полагаете, что ребенок что-то поймет, то вы глубоко заблуждаетесь. Для него сам удар и извинения никак между собой не связаны. Обычно мама считает, что инцидент исчерпан, и продолжают играть в нормальном обычном режиме. Но, в данном случае ребенок просто получил банальное одобрение его агрессии, так как между самим ударом и вашими риторическим вопросами прошло совсем мало времени, и эти действия просто не остались в памяти малыша, так как вы заменили его более активными действиями (в данном случае извинениями).
Если же вы не хотите драк вообще, следовательно, за ударом должно быть наказание, но сразу быстро и четко. Однако стоит принять во внимание, что наказания бывают разные. Для начала задайте себе вопрос, почему нельзя драться, ответьте на него и определите то, что должно в данном случае быть наказанием для ребенка.
Например, обычно задавая себе этот вопрос, мы отвечаем, что драться не хорошо, не красиво, с драчунами никто не хочет дружить. И как наказание следует просто удалить ребенка с того места, где он играл – посадить в коляску, на лавочку, отвести в сторону, но только сразу же, быстро!
Важно принять во внимание, что когда вы формулируете проблему, и говорите малышу, что драться нельзя, вы тут же должны увести малыша, вы не просите его, не зовете, а сразу же забираете и уходите. Иначе далее ребенок может просто переключить действие на что-то другое, и у только что совершенной агрессии ослабнет значение. Ну а далее небольшая лекция о необходимости вести себя хорошо. Однако, нужно говорить не о личности ребенка, а о совершенном действии.
К примеру, «Ты замечательная девочка, но сейчас вела себя очень плохо».
На сколько изолировать ребенка из общества зависит исключительно от характера самого ребенка, его темперамента и характера вины. Вы можете просто увести ребенка в сторону на некоторое время, или посадить дите на скамейку, или же сразу отправиться домой. Но наказание должно быть последовательным. Нельзя его прерывать иными действиями. Например, если вы собрались домой, но игрушки в песочнице не собраны, быть может, стоит применить другое наказание. И еще один момент, достаточно важный. Не нужно читать мораль малышу, лучше просто помолчать, отойти в сторону, так как ваш монолог просто может нарушить процесс действием ребенка, последствием и обдумыванием.
Наказание должно быть своевременным за совершенные действия, если вы упустили момент, лучше отказаться от наказания совсем.. Ведь незаслуженное наказание может нанести существенный вред, чем само его отсутствие за совершенный проступок. В следующий раз не упустите ситуацию.
Уже после того, как наказание завершилось, просто дружелюбным тоном расскажите ребенку, что драться нельзя, объясните причины. Этим вы только покажите свое уважение и любовь к ребенку.
Но! Никогда не бейте ребенка.
Объяснять малышу, что драться нельзя и при этом бить его, это полный абсурд. Никогда не нужно этого делать, какой бы не была вина ребенка, как бы у вас не чесались руки.
Удачи и гармонии в семье!
Психолог, Мария Сурыгина
http://tehhi-karamir.livejournal.com/159988.html